№3-2025-07
DOI: https://doi.org/10.22281/2542-1697-2025-04-03-62-71
УДК 316: 354
Епремян Т.В., Коваленко К.Г., Сычева Е.Ю.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы требований, предъявляемых к современному социальному работнику, и соответствие современного вузовского образования по специальности «Социальная работа» этим требованиям. Авторы поднимают животрепещущую для нашей страны проблему обеспеченности населения социальной помощью со стороны учреждений социального обслуживания, компетентности работников данных учреждений. Важным вопросом, по мнению авторов, также является качество системы подготовки будущих социальных работников в высших учебных заведениях. В связи с этим было проведено социологическое исследование, результаты которого показали многие реперные точки образовательной сферы, те моменты, на которые необходимо обратить пристальное внимание для успешного овладения студентами умениями и навыками, которые необходимы им в дальнейшей их профессиональной деятельности. В ходе социологического исследования также была выявлена степень удовлетворенности получаемыми знаниями при обучении на специальности «Социальная работа» в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского. Авторы статьи делают выводы о том, что программа подготовки социальных работников в Российской Федерации представляет собой комплексный и многогранный процесс, направленный на формирование квалифицированных специалистов, способных эффективно решать социальные проблемы и оказывать помощь различным категориям граждан. В статье отмечается, что успешная реализация программ подготовки требует не только теоретических знаний, но и практических навыков, что подчеркивает значимость практической подготовки в рамках образовательного процесса. В условиях динамичных изменений в социальной сфере России дальнейшее совершенствование образовательных стандартов и программ станет ключевым фактором для повышения качества работы социальных работников и, соответственно, улучшения жизни населения.
Ключевые слова: социальная работа, вузовское образование, профессиограмма, уязвимые слои населения, социологическое исследование, компетенции, профессиональные качества.
Yepremyan T.V., Kovalenko K.G., Sycheva E.Yu.
SOCIOLOGICAL RESEARCH OF THE SYSTEM OF TRAINING PROFESSIONAL PERSONNEL FOR SOCIAL SERVICES
Annotation. The article discusses the current requirements for a modern social worker and the compliance of modern university education in the field of social work with these requirements. The authors raise the pressing issue of social assistance provided by social service institutions and the competence of their employees. According to the authors, the quality of the training system for future social workers in higher education institutions is also an important issue. In this regard, a sociological study was conducted, the results of which showed many reference points in the field of education, as well as the areas that need to be addressed in order for students to successfully acquire the skills and knowledge necessary for their future professional careers. The sociological study also revealed the degree of satisfaction with the knowledge acquired during the study of social work at the Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. The authors conclude that the training program for social workers in the Russian Federation is a comprehensive and multifaceted process aimed at developing qualified specialists who can effectively address social issues and provide assistance to various categories of citizens. The article notes that the successful implementation of training programs requires not only theoretical knowledge, but also practical skills, which highlights the importance of practical training as part of the educational process. In the context of dynamic changes in the social sphere in Russia, further improvement of educational standards and programs will be a key factor in enhancing the quality of social workers’ work and, consequently, improving the lives of the population.
Key words: social work, higher education, profession description, vulnerable groups, sociological research, competencies, professional qualities.
Скачать статью (файл pdf) — Download (pdf)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.